Штурмовик Су-25 «Грач»

Штурмовик Су-25 «Грач»
«Под сенью» громадного фюзеляжа сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 стоит Су-25 — бронированный дозвуковой фронтовой штурмовик. Тяга двигателя — 4100 кгс, максимальная скорость — 950 км/ч, потолок — 5000 м, практическая дальность — 1850 км.

Как ни странно, штурмовая авиация, внёсшая такой весомый вклад в победу во Второй Мировой войне, в середине 1950 в Советском Союзе оказалась расформирована. Рассчитывая на широкое применение ядерного оружия, в том числе тактического, и СССР и США налегали на разработку истребителей-бомбардировщиков. А кассетные бомбы и управляемые ракеты поражали цели точнее и эффективнее штурмовиков. И только в конце 60-х годов XX века советское военное руководство вновь решило обратиться к «летающим танкам» — штурмовой авиации, занимающейся поддержкой наземных войск с помощью пулемётов и бомб. Нашей армии нужен был аналог Ил-2, сделанный на современном технологическом уровне.

В 1969 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие четыре конструкторских бюро: А.С. Яковлева, А.И. Микояна, С.В. Ильюшина и П.О. Сухого. Выиграл проект последнего. Первый прототип под кодовым названием Т-8-1 был построен к 7 ноября 1974 года. 22 февраля 1975 года шеф-пилот ОКБ В.С. Ильюшин (сын авиаконструктора С.В. Ильюшина) поднял Т-8-1 в воздух. За период испытаний и доработок было выпущено несколько предсерийных прототипов, два из которых успешно дебютировали в боевых условиях Афганистана в 1980 году. Через год штурмовики начали поступать в строевые части под обозначением Су-25.
Восемь лет применения штурмовика в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. Мощно вооружённый самолёт показал себя очень «живучим»: Су-25 неоднократно возвращались на одном двигателе, с пробитыми топливными баками и повреждённым бронестеклом. За весь период боевых действий не было случаев взрыва топливных баков и потери штурмовика из-за гибели лётчика.

Су-25 серийно выпускался в 1977–92 годах, поставлялся на экспорт, и до сих пор различные варианты самолёта находятся на вооружении более двух десятков стран. Штурмовики активно применялись российской армией во время первой и второй чеченских войн и конфликта в Южной Осетии. Су-25 использовались ВВС Ирака в боевых действиях в Персидском заливе и обеими сторонами в конфликте между Эфиопией и Эритреей.
В настоящее время ведётся модернизация парка самолётов Су-25 путём тотальной замены бортового оборудования и изношенных частей самолёта без изменения его конструкции.
С 30 сентября 2015 года самолёты Су-25СМ используются в составе смешанной авиагруппы ВВС ВКС России в Сирии в рамках оказания помощи в операциях против террористической организации ИГИЛ.

(февраль 2013)
в описании использованы материалы сайтов Авиационная энциклопедия «Уголок неба», militaryarms.ru и Википедии
Опубликовано: 20 Апрель, 2017 00:41
Просмотров: 945
« Вперёд 8 / 66 Назад »
Су-7Б  — истребитель-бомбардировщикШтурмовик Су-25 «Грач»A-20G — штурмовик-бомбардировщик «Дуглас»
© 2012-2024 г., White Mouse