Аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта (ЭПОС)
Среди веретенообразных остроносых силуэтов истребителей выделяется необычный «курносый» аппарат — аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта (ЭПОС) — вторая ступень
космической системы «Спираль». Он был создан в середине 1970-х в ОКБ Микояна под руководством главного конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского. Система «Спираль» состояла из двух ступеней:
одноместного воздушно-космического самолёта многоразового использования (изделие 105) и самолёта-разгонщика, с борта которого должен был производиться запуск ЭПОСа на орбиту.
Сборка самолёта-аналога завершилась в 1974 г. Испытания проходили на лётной базе в Ахтубинске (Астраханская область). Лётчиками-испытателями нового аппарата были А. Фастовец, А. Федотов, И. Волк, В. Меницкий. Самолёт-аналог предполагалось использовать в качестве уменьшенной версии орбитального самолёта для имитации манёвров последнего на атмосферном участке спуска с орбиты и при посадке. Для защиты от высоких температур корпус аппарата был покрыт экраном из жаропрочных сталей, выполненным по принципу рыбьей чешуи. А шасси оканчивались лыжами из износостойкого металла, что давало очень короткий пробег после приземления и, как следствие, возможность приземлиться на любой более-менее ровной поверхности. С этими лыжами связан курьёзный случай. Во время испытаний на полигоне под весом космоплана лыжи прочно «прилипли» к шершавому грунту да так, что тяги двигателей не хватало, чтобы сдвинуть аппарат с места. Полив полосы водой не помог. Тогда начальник полигона предложил «смазать» взлётную полосу... арбузами. А, чем чёрт не шутит, вдруг поможет! Подогнали два грузовика, доверху заполненные арбузами, и вскоре взлётная полоса была покрыта скользкой мякотью на протяжении около 70 метров. Подняв самолёт краном, подложили половинки арбузов и под лыжи. Хитрость помогла — самолёт заскользил по полосе, набирая скорость... Первый полёт космоплана состоялся 11 октября 1976 г. — лётчик-испытатель А.Г. Фастовец совершил перелёт протяжённостью 19 км с одной взлётно-посадочной полосы на другую. Годом позже, 27 ноября 1977 года, Миг-105.11 (так теперь стал называться самолёт-аналог) совершил первый «воздушный» старт — с подвески самолёта Ту-95К на высоте 5000 метров. После успешного полёта космоплан в рамках эксперимента осуществил посадку на земляной взлётно-посадочной полосе (без специального покрытия). С 1976 года в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолёта — «Бурана». Так совпало, что в последнем полёте в сентябре 1978 года Миг-105.11 был несильно повреждён при посадке, и к 1979 году все работы по теме «Спираль» были прекращены. Отремонтированный космоплан занял своё место в экспозиции Монинского музея ВВС. (февраль 2013) в описании использованы материалы сайтов Авиационная энциклопедия «Уголок неба» и Авиация России. Самолёты МИГ и Центрального музея ВВС РФ Опубликовано: 20 Апрель, 2017 00:25
Просмотров: 1835
|
Галерея
|
© 2012-2024 г., White Mouse |