Высотный реактивный самолёт М-17 «Стратосфера»

Высотный реактивный самолёт М-17 «Стратосфера»
Напротив секции тяжёлых транспортно-пассажирских самолётов среди многочисленной группы истребителей расположились два любопытных самолёта. Один из них — высотный реактивный самолёт ОКБ В.М. Мясищева М-17 «Стратосфера», построенный в 1982 году для перехвата дрейфующих аэростатов. Тяга — 7000 кгс, дальность — 1315 км, максимальная скорость — 750 км/ч, потолок — 21880 м.

В период противостояния США и СССР к концу 1960-х у противника появились автоматические дрейфующие аэростаты, запускаемые с территории стран НАТО. Управляемые по радио, они могли нести различную аппаратуру, а также взрывчатку. Уничтожение подобных аэростатов ракетами «воздух-воздух» или «земля-земля» являлось нецелесообразным, поскольку ракета стоила в десятки раз дороже аэростата. Работа по самолёту, способному совершать полёт в стратосфере с наименьшей скоростью и нести оружие, способное уничтожать аэростаты на высотах больших, чем потолок самолёта, началась в 1970 году. В некоторой степени проектированию помогло изучение остатков сбитого в мае 1960 года американского разведчика «Локхид» У-2. Самым сложным было придумать профиль крыла: оказалось, что для обеспечения экономичного полёта самолёт должен был иметь несколько крыльев и менять их при наборе высоты. Коллектив конструкторов разработал крыло с изменяемой в полёте формой профиля и площадью (за которое в мае 1971 получил авторское свидетельство).

Работы по созданию самолёта велись на авиационном заводе в городе Кумертау, в Башкирии. В октябре 1978 г. скоропостижно скончался Генеральный конструктор В.М. Мясищев, новым руководителем проекта стал Л.А. Соколов. Двумя месяцами позже во время испытаний первого экземпляра М-17 произошла катастрофа, самолёт при взлёте задел крылом за препятствие, лётчик-испытатель погиб.
В 1982 году был готов второй экземпляр самолёта М-17, несколько изменённый с учётом недоработок предыдущей модели. 26 мая 1982 года заслуженный лётчик-испытатель СССР Э.Н. Чельцов впервые успешно поднял М-17 в воздух с аэродрома в Жуковском.
Уже при перестройке, в 1990 году, были осуществлены рекордные полёты самолета М-17, получившего название «Стратосфера»: установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и грузоподъёмности. Была достигнута наибольшая высота горизонтального полёта — 21800 м.

До боевых полётов М-17 дело так и не дошло. Программа перехвата автоматических дрейфующих аэростатов была закрыта. Новой задачей самолёта стало изучение озонового слоя в рамках проекта «Глобальный резерв озона». Для этого на базе М-17 была создана модификация, получившая название М-55 «Геофизика». В России в настоящее время находится в эксплуатации один М-55, использующийся в международных эколого-исследовательских программах. «Геофизика» может применяться для астрономических и астрофизических исследований; исследования природных ресурсов; наблюдения за районами стихийных бедствий, аварий, катастроф и пожаров; картографирования и др.

(февраль 2013)
в описании использованы материалы сайтов Авиационная энциклопедия «Уголок неба» и Военная техника
Опубликовано: 6 Апрель, 2017 20:57
Просмотров: 186
« Вперёд 21 / 66 Назад »
Патрульно-противолодочная амфибия Бе-12Высотный реактивный самолёт М-17 «Стратосфера»Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114
© 2012-2017 г., White Mouse