Экспериментальный ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (Су-100)

Экспериментальный ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (Су-100)
По соседству хищно склонил «клюв» ещё один экспериментальный сверхзвуковой самолёт — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 разработки ОКБ П.О. Сухого. Индекс «Т» обозначает «треугольное крыло». Тяга двигателя — 4 х 16000 кгс, скорость максимальная/крейсерская — 3200/3000 км/ч, потолок — 24000 м, дальность — 7500 км.

В поисках адекватного, а главное — недорогого в производстве ответа на военно-морскую мощь США, которая в начале 1950-х далеко превосходила советскую, был запущен проект сверхзвукового ударно-разведывательного комплекса, состоящего из высокоскоростного самолёта и ракеты. Его назначение заключалось в поиске и уничтожении крупных надводных целей типа авианосцев, морских транспортов, наземных объектов стратегического назначения, а также в ведении воздушной разведки.
В 1963 году был объявлен конкурс, на котором выиграл проект Т-4 (заводской код — «изделие 100», поэтому иногда самолёт называют Су-100), показавшийся комиссии наиболее перспективным из всех участников. В конце того же года ударно-разведывательный самолёт Т-4 отдельным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был принят к разработке.

Т-4 был во многом новаторским самолётом — корпус с применением титановых сплавов, новейшая электроника, новые принципы управления... в целом при его постройке было зарегистрировано более 600 изобретений. Основное внимание уделялось решению задачи длительного полёта на высоте со скоростью втрое превышающей скорость звука. Много вопросов было связано с главным вооружением Т-4 — противокорабельной гиперзвуковой ракетой Х-45 «Молния», которая должна была самостоятельно засекать авианосную группу, определять в ней авианосец и поражать его на скорости в 6-7 раз превышающей скорость звука. Для уменьшения аэродинамического сопротивления носовая часть Т-4 была сделана отклоняющейся. При полёте на высоте более 20 км и сверхзвуковой скорости носовая часть полностью закрывала фонарь (как у Ту-144. Только у него носовой обтекатель был остеклён, а у Т-4 — совсем непрозрачный). Пилотам при этом приходилось лететь исключительно по показаниям приборов.
Было изучено более 50 вариантов компоновки самолёта. Наконец, в течение 1968–1971 годов в производство были запущены чертежи первых четырёх опытных экземпляров.

Первый полёт Т-4 (образец «101») состоялся 22 августа 1972 года под управлением ведущего лётчика-испытателя В.С. Ильюшина и штурмана Н.А Алфёрова. На лётных испытаниях самолёт показал себя надёжным, удобным и хорошо управляемым. Год спустя начались лётные испытания образца «102», велась сборка третьего самолёта, в перспективе были четвёртый, пятый и шестой. Военные были в восторге от новой машины и планировали сделать первый заказ в 250 самолётов... Но в 1976 году вышел приказ о закрытии «изделия 100». Возможно, для запуска самолёта в серию не хватало производственных мощностей, к тому же в МинАвиаПроме посчитали более перспективным сконцентрировать силы и средства на разработку Ту-160.

Первый экспериментальный самолёт Т-4, совершивший 9 полётов, был в 1982 г. отправлен на вечную стоянку в Монинский музей ВВС. Это единственный сохранившийся экземпляр.

(февраль 2013)
в описании использованы материалы сайтов Авиационная энциклопедия «Уголок неба», militaryarms.ru и Википедии
Опубликовано: 20 Апрель, 2017 01:18
Просмотров: 110
1 / 66 Назад »
Экспериментальный ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (Су-100)Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-503МД — реактивный стратегический бомбардировщик
© 2012-2017 г., White Mouse