Многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141

Многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141
Похоже, в этой части площадки собраны аппараты-прототипы, так и не пошедшие в серию...
Перед нами самолёт вертикального взлёта и посадки — Як-141. Тяга двигателя — 15500 кгс, дальность — 2100 км, максимальная скорость — 1800 км/ч, потолок — 15500 м.

Проектирование сверхзвукового вертикально взлетающего истребителя, предназначенного для обороны авианесущих кораблей от атак с воздуха, началось в ОКБ А.С. Яковлева в 1975 году. Новая перспективная модель, получившая заводское обозначение Як-41, должна была сменить находившиеся в то время в эксплуатации Як-38 — первый советский серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. Предполагалось, что базироваться новые истребители будут на тяжёлых авианесущих крейсерах «Новороссийск», «Баку», «Тбилиси», «Киев» и «Минск».

Из-за задержек в создании двигателей постройка самолёта шла небыстро. К тому же в процессе разработки дважды менялись требования к самолёту: сначала на базе разработанного проекта истребителя было предписано создавать самолёт-штурмовик. А в 1986 году было решено переквалифицировать новый самолёт в многоцелевой — предназначенный для перехвата воздушных объектов, ведения маневренного воздушного боя и нанесения ударов по морским и наземным целям.

В середине 1980-х была построена малая серия из четырёх экземпляров Як-41М, два из которых предназначались чисто для статических испытаний и два — для лётных. 9 марта 1987 года лётчик-испытатель А.А. Синицын совершил первый полёт на Як-41М с «традиционным» взлётом и посадкой. 13 июня 1990 года он же на втором опытном лётном экземпляре выполнил первый полёт с вертикальными взлётом и посадкой. Обозначение самолёта было снова изменено, теперь машина называлась Як-141.
В апреле 1991 года А.А. Синицын поставил на опытной машине 12 мировых рекордов по скороподъёмности, максимальной нагрузке и высоте полёта с грузом. А в сентябре того же года оба лётных образца совершили успешные взлёты и посадки на палубу авианосца «Адмирал Горшков» (бывший «Баку»). Вроде бы всё шло отлично, самолёт превосходно себя показывал, и можно было рассчитывать на дальнейшее успешное производство и применение новой модели. Но один из последующих испытательных полётов завершился аварией при посадке, что стало поводом прекратить испытания. Нарастающий кризис и развал СССР не позволили запустить в серийное производство эту машину. В сентябре 1992 самолёт был показан на международном авиакосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания), но ни одного заказа на модель не поступило. В 1992 программа была закрыта. В дальнейшем Российский ВМФ отказался от разработки самолётов вертикального взлёта и посадки, в настоящее время информации о новых проектах нет.
В музее ВВС в Монино находится тот самый, пострадавший в аварии и позже восстановленный второй лётный экземпляр.

(февраль 2013)
в описании использованы материалы сайтов Авиационная энциклопедия «Уголок неба» и Википедии
Опубликовано: 20 Апрель, 2017 00:33
Просмотров: 135
« Вперёд 12 / 66 Назад »
Транспортно-пассажирский самолёт Ли-2 (лицензия фирмы «Дуглас»)Многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141Экспериментальный самолёт Е-166
© 2012-2017 г., White Mouse