Самолёт сельскохозяйственной авиации М-15

Самолёт сельскохозяйственной авиации М-15
Мелец М-15 (WSK-Mielec M-15) — реактивный сельскохозяйственный самолёт производства Польши. Первый полёт на М-15 был совершён 30 мая 1973 года. До сих пор он является единственным реактивным сельскохозяйственным самолётом и единственным реактивным бипланом. Тяга двигателя — 1500 кгс, максимальная скорость — 200 км/ч, рабочая — 145-165 км/ч, дальность — 400 км, полезная нагрузка — 2900 литров химикатов.
В эпоху модернизации народного хозяйства требовалось создание более производительного самолёта для всё возрастающих объёмов авиационно-химических работ, чем использовавшийся для этих целей Ан-2. Сельскохозяйственные самолёты рассеивали и разбрызгивали огромное количество сухих и жидких химикатов различного назначения: удобрения, ядохимикаты для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями полей и лесов и др. Новый самолёт должен был быть узкоспециализированным, вследствие этого более экономичным и производительным (в отличие от многоцелевого Ан-2), ориентированным на распыление гранулированных химикатов, увеличенной ширины захвата и грузоподъёмности. А столь нетипичный для сельхозавиации турбореактивный двигатель оказался просто наиболее оптимальным вариантом на то время. Разработчиком самолёта стал Риамир Измайлов. А Польша, как страна, уже выпускающая Ан-2, получила в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) задание и далее специализироваться на производстве сельскохозяйственных самолетов.

Увы, самолёты, даже после неоднократных доработок, так и не смогли соответствовать изначальным техническим требованиям. Из-за производственных трудностей, а также многочисленных проблем в эксплуатации в 1980 г. было принято решение производство М-15 прекратить. 155 из 172 построенных самолётов М-15 были поставлены в СССР и использовались в 1976—1983 годах, после чего выведены из эксплуатации и утилизированы. В России сохранилось два экземпляра самолёта, один из которых представлен в музее ВВС в Монино.

(февраль 2013)
в описании использованы материалы сайтов Авиационная энциклопедия «Уголок неба» и Википедия
Опубликовано: 23 Февраль, 2017 22:43
Просмотров: 181
« Вперёд 50 / 66 Назад »
Аэроплан «Фарман-IV»Самолёт сельскохозяйственной авиации М-15Пассажирский самолёт для местных авиалиний Бе-32
© 2012-2017 г., White Mouse