3МД — реактивный стратегический бомбардировщик

3МД — реактивный стратегический бомбардировщик
В глубине площадки раскинул огромные крылья реактивный стратегический бомбардировщик ЗМД ОКБ В.М. Мясищева — результат модернизации первого в СССР стратегического бомбардировщика с реактивными двигателями М-4. Тяга двигателя — 9150 кгс, дальность полёта — 13000 км, максимальная скорость — 950 км/ч, потолок — 11000 м.

С началом ядерного противостояния США и СССР нашей стране срочно потребовались скоростные стратегические бомбардировщики, способные, взлетев с аэродрома на территории СССР, доставить «оружие возмездия» на территорию противника.
За создание реактивного бомбардировщика в марте 1951 года взялся В.М. Мясищев. Первый опытный самолёт «изделие М» был закончен осенью 1952 г. Пройдя госиспытания, самолёт получил название М-4. Главной базой «эмок» стал приволжский аэродром Энгельс, специально модернизированный под новый самолёт. Машина оказалась очень сложной в пилотировании. Многочисленные проблемы и катастрофы затрудняли освоение М-4 в строевых частях.

В 1954 году был дан старт работам по радикальной модернизации М-4. Новая модель получила обозначение ЗМ. 27 марта 1956 г. под управлением экипажа М.Л. Галлая опытный 3М совершил первый полёт. По сравнению с серийным М-4, 3М стал легче на 3 тонны, получил новое крыло большего размаха и усовершенствованное оборудование. С улучшенной аэродинамикой и оборудованием, новыми двигателями, увеличенным количеством топлива на борту, системой дозаправки в полёте самолёт мог бы достичь самой удалённой точки США. До поступления на вооружение самолётов-ракетоносцев бомбардировщики 3М считались главной ударной силой авиации дальнего действия.

В 1960 году в строевых частях ВВС появился новый бомбардировщик 3МД — последняя и наиболее совершенная модификация в серии. Внешним отличием модификации стала заострённая носовая часть фюзеляжа, заканчивающаяся штангой топливоприёмника системы дозаправки в воздухе. Всего было построено 11 3МД, из них два были переделаны из серийных 3М и являлись опытными. За изящество форм 3МД получили прозвище «Стиляга» и считались командирскими машинами.

В начале 1970-х СССР и США заключили первый договор об ограничении стратегических вооружений. Бомбардировщики ЗМ начали переоборудовать в танкеры-заправщики, которые оказались весьма востребованы.

К середине 1980-х «эмки» были выведены из эксплуатации (отдельные экземпляры, переоборудованные в танкеры-заправщики, оставались на ходу до середины 1990-х). Часть самолётов была уничтожена в соответствии с советско-американской договорённостью о сокращении стратегических наступательных вооружений. А девять уцелевших 3МД, до конца своей службы в ВВС остававшиеся бомбардировщиками, избежав конверсии в заправщики, были отправлены на «пенсию» — на базу хранения авиационной техники под Энгельсом. В 1986 году один из бомбардировщиков был расконсервирован и перегнан в Моздок, где ещё некоторое время интенсивно летал. Остальные 3МД, увы, в конце 1980-х были разрезаны на металлолом. 8 июля 1986 года последний оставшийся 3МД совершил перелёт из Моздока в Монино, где стал 131 крылатым экспонатом Монинского музея ВВС.

(февраль 2013)
в описании использованы материалы сайтов Авиационная энциклопедия «Уголок неба», Википедии и mmb-avia.narod.ru
Опубликовано: 20 Апрель, 2017 01:07
Просмотров: 155
« Вперёд 3 / 66 Назад »
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-503МД — реактивный стратегический бомбардировщикТяжёлый транспортный вертолёт В-12 (Ми-12)
© 2012-2017 г., White Mouse